Столица Тибета Лхаса – один из самых высокогорных городов – 3650 метров над уровнем моря. Всего в нём проживает 450000 жителей. В переводе с тибетского название города означает «место богов».
Многих путешественников (особенно тех, кто, как и мы, предпочли авиаперелёт) здесь подстерегает горная болезнь с целым букетом «приятнейших» симптомов, среди которых – головные боли, тошнота, быстрая утомляемость, сердцебиение, повышенное давление, нарушение сна. Развивается она из-за низкого давления атмосферных газов (кислорода). По статистике, на высотах от 2500 до 4000 метров её симптомы испытывают 10-20% людей, а выше 4500 метров – практически все, кто попал в горы.
Мы ощутили на себе все эти симптомы уже в гостинице – номера нам дали на 4 этаже. Лифта, конечно же, не было! Ну, я по себе скажу: на второй этаж я поднялась почти легко, на третий – уже с одышкой, на 4 – вползала на четвереньках! Особенно обидно было видеть, как субтильная тибетка с лёгкостью обгоняла нас, перепрыгивая через ступеньки, таща в руках по 2 наших 20 килограммовых дорожных сумки!
Номера нашей 3-х звёздочной гостиницы были просто чудесны: мягкие постели, резная мебель, работающая сантехника, чайник с чашками, пакетики зелёного чая, резной орнамент по периметру комнаты, изображающий 8 символов буддизма. Такого мы совсем не ожидали!
Только одно но! В Тибете, да и во всём Китае, вообще понятия не имеют о системе отопления! В принципе! Оно отсутствует как факт! В помещениях они ходят в пуховиках и укрываются тёплыми одеялами. Мы же поначалу очень мёрзли. И только потом нам пришло в голову закрыть форточку!
Вечером мы не могли усидеть в номере и всей гурьбой отправились ко дворцу Потала – дворцу Далай-ламы, центру Тибета, символу столицы Тибета.
Дворец Потала – одно из наиболее впечатляющих строений на Земле. Говорят, его воздвигли Боги, ибо человек не способен создать подобное. Особенно потрясающе дворец выглядит ночью. Ярко освещённым сетом прожекторов, он словно выплывает из таинственного полумрака.
Сразу забываешь обо всём, и хочется поскорее узнать все тайны, все легенды и секреты этого странного, необычного и загадочного места на земле.
Ночь для всей группы не прошла бесследно. Моё артериальное давление зашкаливало аж за 202 пункта. Пять таблеток к утру исправили положение дел.
Столовая в отеле располагалась на крыше, откуда прекрасно был виден дворец и довольно поздний рассвет в горах.
Встали мы очень рано, позавтракали и поскорее направились во дворец на экскурсию.
Дворец Потала – жемчужина Тибета
Потала – уникальный древнейший дворец в Лхасе, расположенный на высоте 3767 метров над уровнем моря. Ни один дворец мира не расположен так высоко, как Потала. Свое название дворец получил от наименования священной горы, находящейся в Индии, где по преданию обитает бодхисатва Авалокитешвара.
История Тибета повествует о том, что первый деревянный дворец на склоне Красной горы был построен в VII веке для племянницы танского императора Вэнь Чэн, приехавшей в Тибет для того, чтобы сочетаться браком с тибетским князем Сронцзангамбо (617-650). Вэнь Чэн пленила правителя своей красотой и умом, и он приказал построить для неё дворец.
Танская принцесса – самая известная и почитаемая женщина на Тибете, оказавшая огромное влияние на развитие этого региона. Она научила местных жителей выращивать овощи, молоть муку, перегонять вино и спирт и, что самое главное, познакомила их с буддизмом, уже получившим широкое распространение по всему Китаю. С её помощью князь Сронцзангамбо создал в Тибете административную и военную системы. «Есть женщины в танских селениях!».
Однако уже в VII веке дворец с 999 комнатами был разрушен молнией и междоусобными войнами. Только в XVII веке по приказу пятого Далай-ламы (1617-1682) дворец был восстановлен, после чего планировка сооружения уже не менялась.
С тех пор дворец Потала служит священной резиденцией Далай-лам, религиозным центром и местом, откуда осуществляется управление Тибетом. Площадь дворца занимает 360000 кв.м., высота – 119 метров. Всего во дворце 9 этажей, (хотя с улицы кажется, что их 13) и более 2000 комнат. Величественные трапециевидные сооружения дворца построены прямо на склоне горы и окрашены в белые и красные цвета. Стены дворца выполнены из гранита, а окна и крыши – из дерева. Внутренние помещения освещаются при помощи масляных ламп, а залы украшены шёлковыми лентами и сутрами. Дворец выдержан в типичном для Тибета архитектурном стиле и является самым величественным и ярким творением тибетских архитекторов и мастеров.
Дворец состоит из двух основных частей – Красного дворца в центре и двух павильонов Белого дворца.
Красный дворец служил для проведения религиозных церемоний и молитв. В его помещениях находятся восемь ступ, хранящих частицы мощей Далай-лам, многочисленные реликвии, изделия из ценных металлов и камней.
На четвертом этаже Красного дворца в Западном храме размещены 5 ступ Далай-лам, в том числе ступа пятого Далай-ламы. Её длина составляет почти 15 метров. Ступа была построена из сандалового дерева, покрыта 3727 кг. чистого золота, украшена 18680 жемчужинами и драгоценными камнями.
Гробница 13-го Далай-ламы находится к западу от Большого Западного зала. Сюда можно попасть только через верхний этаж вместе с монахами или гидами дворца. Построенная в 1933 году, гигантская мемориальная ступа покрыта чистым золотом и бесценными камнями. Мемориальная ступа достигает 22 метров в высоту. Богатое религиозное убранство включает в себя слоновые бивни из Индии, фарфоровые вазы, миниатюрные пагоды, сделанные из более чем 200 тыс. жемчужин. Стены украшены традиционными тибетскими росписями, на которых изображены события из жизни 13-го Далай-ламы.
Основные здания Белого дворца, цвет которого символизирует спокойствие и мир, – жилые помещения для учителей Далай-лам, доверенных монахов и чиновников. Просторное помещение Большого восточного павильона использовалось для важных церемоний и приемов. Здесь же находится трон Далай-ламы. Солнечный павильон, находящийся над Большим восточным павильоном, служил жилым помещением для Далай-лам. Здесь же они и работали.
В 2002-2006 году на реставрацию дворца было потрачено более 40 миллионов долларов.
Очень медленно мы заползли на высоту 10 этажа.
Залы дворца, разрешённые для посещения, не поражают своими размерами, но впечатляют росписями, яркими красками! С тех пор как дворец Потала 400 лет назад по приказу Далай-ламы V был восстановлен, он стал резиденцией духовного лидера Тибета – Далай-ламы.
Кто же такой лама
Во-первых, правильно говорить ламА, а не лАма. В переводе с тибетского «лама» означает «выше нет». Так изначально называли высших иерархов буддийской церкви, а позднее всех буддийских монахов, хотя это не совсем верно.
Обычный монах, который только в начале пути познания, носит простую бардовую тогу из тонкой шерсти. Лама же – уже мудрец, постигший начальную мудрость, носит также и желтый халат под монашеской тогой, что означает его более высокий статус, но не в мирском понимании «статусности», а в духовном, подобно нашим схимникам и простым монахам.
Культ лам был настолько распространен в Тибете, что в европейской литературе долгое время тибетский буддизм называли ламаизмом.
Божества Тибета
Далай-ламам («лама-океан», то есть его знания безграничны) поклоняются как земным воплощениям бодхисатвы Авалокитешвары (божество Сострадания и Милосердия). В Тибете это божество почитается даже больше Будды.
Мантра (молитва) этого божества – «Ом Мани Пад Ме Хум» («Ом – ты сокровище на лотосе») — повторяется молящимися бесчисленное количество раз, её можно увидеть написанной на талисманах и на отвесных горных склонах.
Существует множество образов Авалокитешвары. Чаще всего он предстаёт как божество со множеством рук и 11 лицами. По легенде Авалокитешвара разбил свою голову от горя, когда увидел страдания этого мира. Будда прошлого – Амитабха заново собрал голову Авалокителвары, но уже с 11 лицами. Такое количество лиц и рук помогает ему видеть всех страждущих и помогать им.
Сострадание – главная добродетель буддиста, но оно невозможно без мудрости. Поэтому вторым божеством в Тибете является Манджушри – божество мудрости.
Он был учителем Будды и будет наставником грядущего Будды — Майтрейи. Обычно Манджушри изображается верхом на льве: в правой руке – пылающий меч, рассекающий мрак невежества, у левой – книга, символ мудрости.
Очищение кармы
Многие тибетцы, проживающие в отдаленных горных массивах до сих пор неграмотны и совершая кору (обход вокруг святыни) они крутят по часовой стрелке священные мельницы, внутри которых лежит свиток со священной мантрой. При вращении барабана по часовой стрелке образуется вихри воздуха, по которым содержимое молитвы отправляется к небесам. Каждый оборот мельницы очищает карму молящегося.
Для того, чтобы очистить свою карму паломники предпринимают трудное и дорогостоящее путешествие к священной горе Кайлас, 13 обходов которой (по тропе на высоте 5800м). Кора (обход вокруг святыни) полностью очищает душу паломника. Если же такое путешествие не под силу страждущему, его заменяют корой вокруг дворца Поталы. Территорию дворца нужно обойти 100 раз. Один круг равен 5 км.
Родители тащат в кору даже таких маленьких детей, которые еще и не успели нагрешить в этой жизни. Наверное для очистки кармы прошлых жизней.Также можно очистить карму, если совершить кору вокруг самого священного монастыря Лхасы и Тибета – Джоканг, что расположен в центре Лхасы, на улице Бакхор.
Монастырь Джоканг
В монастыре хранится золотая статуя Будды Шакъямуни в виде 12-летнего мальчика. Это одна из главных святынь Тибета. Перед этой статуей и перед монастырем паломники 3000 раз простираются ниц на специальных матрасиках.
Монастырь Джоканг – самое древнее строение Лхасы, священное для всех ламаистов. Его строительство началось в середине 7 века, после приезда в Тибет танской принцессы Вэнь Чэн. Толпы тибетцев приходят сюда каждое утро, чтобы поклониться монастырю.
С монастырем Джоканг связана одна интересная легенда. При выборе места строительства, принцесса Вэнь Чэн уделяла большое внимание фен-шую, взаимодействию энергий Инь и Ян и пяти главных элементов: земли, огня, дерева, металла и воды.
Исследовав местность Лхасы, принцесса решила, что рельеф того места, где собирались построить монастырь, похож на тело лежащей ведьмы, а местное озеро – точно сердце ведьмы. В общем, не по фен-шую.
Поэтому принцесса посчитала, что приступить к строительству монастыря можно только после того, как озеро будет осушено, а злые чары ведьмы — обезврежены. Поэтому царь Тибета Сонгценгампо, её муж, приказал запустить в озеро стадо белых коз, переносящих на своих спинах песок и землю. Озеро было осушено, и позже, после возведения монастыря, в память о вкладе коз в строительство, землю стали называть «принесённой козами».
У тибетских жителей существует поговорка: «Сначала был монастырь Джоканг, потом появился город Лхаса». В основном каждый тибетский монастырь относится к определенной школе буддизма, однако, Джоканг является священным и уважаемым местом для всех, не зависимо от исповедуемого направления.
В идеале паломники совершают три коры – обход территории монастыря вокруг священной статуи Будды Шаньямуни, обход вокруг монастыря по улице Баркхор и ритуальный круг вокруг всех священных мест Лхасы, включая дворец Потала, Шакпори и монастырь Рамоче. Эти три священных круга, от малого к большому, являются главными ритуальными маршрутами для любого тибетца.
Архитектура монастыря сочетает в себе тибетские, китайские и даже непальские и индийские традиции.
В каждом буддийском храме много позолоченных статуй, фигур, символов. Для буддиста одним из важных в жизни дел является «Дар Будде». Каждая деревня считает необходимым и обязательным собрать деньги (иногда на это уходят годы) с жителей деревни и подарить храму статую Будды или святого, или же позолотить уже существующие статуи. Часто это цель жизни целого поколения жителей деревни!
Колесо сансары – один из символов учения Будды – встречается везде и всюду (даже в резных украшениях комнат в отелях). Две антилопы были первыми, кто выслушал его проповедь. После того Он достиг Просветления. Кстати, я видела таких же антилоп в горах живьём.
Другие символы Буддизма это:
- Зонтик – защита от дурных сил.
- «Чинтамани» — пылающая драгоценность, исполняющая все желания.
- Раковина – символ бесконечности.
- Две рыбы – символ гармонии.
- Узел счастья.
- Лотос – символ чистоты.
- Флаг – символ победы.
Лхаса — два мира
Да, именно так, Столица Тибета Лхаса – это два параллельных мира. С одной стороны — молитвенные барабаны, паломники в вывернутых наизнанку ячьих шкурах. С другой стороны — спешащие по делам служащие огромных корпораций, чьи офисы поблёскивают тонированными стёклами на центральной улице.
По утрам перед супермаркетами и офисами выстраиваются сотрудники на утреннюю зарядку!
Кроме того, каждое утро в парках собираются сотни пенсионеров, мамочек, детишек и также, в едином порыве, «заряжаются» под танцевальную музыку. Плавность их движений – красивое зрелище. Вообще китайцы очень ценят свободное время, и как только появляется свободная минутка, они используют её с пользой для души и тела. Как это происходит, вы можете прочитать в статье: Как отдыхают китайцы.
Улица Баркхор
Улица Баркхор — двухкилометровая улица – одна из главных достопримечательностей Тибета. Эта колоритная улица находится в центре Лхасы и проходит по окружности монастыря Джоканг.
Улица Баркхор была заложена в середине VII века, когда началось строительство монастыря. Недалеко отсюда, с целью контролировать строительство, поселился и тибетский царь Сунцангампо со своей женой.
По-тибетски Баркхор означает «круг по часовой стрелке». Здесь ежедневно тысячи паломников совершают кору – священный обход вокруг монастыря Джоканг. Эта улица одновременно и духовное сердце Лхасы, и коммерческий центр города. Толпы тибетцев приходят сюда каждое утро, чтобы поклониться монастырю.
Улица недавно была отреставрирована китайскими властями. На реставрацию было потрачено около 4,5 миллионов долларов. Сейчас здесь находится крупнейший рынок Тибета. Каждый дюйм земли улицы Баркхор – золотой дюйм, приносящий доход своему владельцу. Здесь находятся уютные магазинчики с традиционными тибетскими товарами и сувенирами, кафе, рестораны и целые кварталы магазинов с золотыми и серебряными украшениями. Здания выполнены в традиционном тибетском архитектурном стиле.
На этой улице есть одно место, которое обязательно к посещению. Это ресторан Маджи Ами (Maji Ami). С рестораном связана одна красивая легенда.
Около 300 лет назад здесь находился тибетский трактир. В одну лунную ночь сюда зашёл загадочный посетитель. Он был одет скромно, хотя явно не являлся простолюдином. Случилось так, что в ту же ночь в заведение зашла молодая девушка, чья чистая красота и невинный облик настолько поразили таинственного гостя, что образ девушки стал приходить ему во сне каждую ночь. Гость посещал трактир каждый день в надежде увидеть незнакомку снова. Однако она так и не появилась. Тогда он посвятил ей трогательную поэму «Маджи Ами», что в переводе с тибетского на русский может интерпретироваться как «Невинная девушка». Он писал о том, как каждый раз, когда восходит луна, улыбка Маджи Ами вспоминается ему, и её красота навсегда запечатлена в его сердце.
Таинственный гость был не кем иным, как шестым Далай-ламой (Цангьян Гьямцхо), выдающимся духовным лидером Тибета и поэтом-романтиком. Он часто переодевался в простую одежду и выходил в город инкогнито, желая познакомиться с жизнью простого народа. Его лирика до сих пор пользуется популярностью в Тибете. Однако, статуй его ни в Потале, ни в монастырях найти нельзя, так как монахи дают обет безбрачия, и их не должны волновать мирские страсти, что уж говорить о любви.
А уж сам Далай-лама, как жена Цезаря, должен быть вне всяческих подозрений, а тут такой конфуз! Вот и выбирай после этого: паранирвана или человеческая любовь?
В этом ресторане мы и пообедали. Там мы впервые попробовали тибетскую кухню.
Тибетская столица славится своей нетрадиционной медициной. И после сытного, хотя и своеобразного обеда, мы поехали в «Центр тибетской медицины».
Медицина Тибета
Несколько веков назад в юго-восточной Азии сформировалась оригинальная медицинская система, содержащая свод знаний о человеке, его организме, болезнях и их лечении.
Медицина Тибета имеет давние корни учений Ирана, индии и Китая и берёт истоки от процесса рассечения тела умершего на 360 частей (включая зубы) для последующего скармливания тела птицам.
Основные постулаты тибетской медицины были написаны в трактате «Джуд-ши» в VII веке, со слов самого Будды Шакьямуни. Тибетский врач обучается 12-15 лет, заучивая наизусть весь трактат, и читает его вслух перед экзаменаторами без передышки целые сутки напролет. Вся остальная литература посвящена исключительно толкованию этих текстов.
Согласно трактату в основе жизни лежат 5 первоэлементов: металл, дерево, вода, огонь, и земля, которые должны находиться в гармонии. Три составляющих (ветер, желчь и слизь) регулируют состояние организма. Нарушение их равновесия приводит к развитию болезни. Кроме этих болезней есть еще недуги, причиняемые злыми духами (отравления и ранения). Заболевания, вызванные нарушением равновесия, лечат диетой и правильным образом жизни и физическими упражнениями. Болезни от напастей – магическими ритуалами и лекарствами.
Еще одна группа заболеваний (практически неизлечимых) – кармические, доставшиеся в наследство за дурные дела, речи и мысли в прошлых жизнях (причем карма может быть семейной).
Главное в тибетской медицине – правильная диагностика, которая основывается на исследовании пульса (было опробовано на моей подруге Алле в Аркаиме – очень точный надо сказать диагноз), цвета глаз и лица, состояния языка. А также по ладони.
Начинающий врачеватель обязан определять до 400 болезней, опытный – около 1000. Все лекарства – на растительной основе. В Тибете растет более 2000 целебных трав, в том числе и жутко дорогой и редкий корень кардисепс (1 грамм корня стоит как 1 граммов золота), шафран, ягоды годжи и другие травы и коренья.
Местные жители и монахи собирают эти травы и сдают на заводы по производству лекарств. Тем и живут. Ещё используют рога диких антилоп, корни загадочного Макао (почки, иммунитет, бессонница). Так как лекарства имеют растительное происхождение, то эффекта от их приема обычно приходится ждать довольно долго.
В «Центре тибетской медицины» нашу группу разделили на 2 части, и врачи приступили к обследованию. К сожалению, нашей подгруппе не повезло. Врач больше задавал наводящие вопросы (сколько лет, например) и на основании именно наших ответов советовал лекарственные препараты. В итоге оказалось, что лекарства, продающиеся тут же в Центре, стоят баснословных денег. В соседней аптеке те же лекарства стоили в 5 раз дешевле! Делайте выводы, господа! Везде сплошной «развод».
Вот в этом-то Центре тибетской «медицины» я и заболела! Ведь, как и во всех зданиях, там нет отопления. Под белыми халатами врачей – пуховики. А я выскочила из нагретого автобуса в футболке. И, конечно же, к вечеру в горле запершило. Но времени болеть совсем не было, ведь завтра нас ждал пещерный комплекс Драк Йерпа.
Зарисовки Лхасы
Типовая обстановка жилища тибетца.
Когда все здоровы, можно и немного вздремнуть.
А зачем сидеть дома? Гораздо веселее шить прямо на улице. И с людьми можно пообщаться, и между делом, ещё и поторговать!
Продолжение следует …
Здорово! Вот бы побывать в столице Тибета!
Да, интересное место!