Хочу рассказать про город Нижний Тагил, куда судьба забросила меня более 35 лет назад. Сюда мы с мамой переехали по семейным обстоятельствам из Владивостока, где жили практически на самом берегу Японского моря. До сих пор вспоминаю те счастливые и беззаботные дни детства, когда летом мы с пацанами босиком, перебежав дорогу, сразу оказывались на диком галичном пляже бухты Тихой.
А тогда, в далёком 1979 году, глядя на выступающие над крышами домов заводские трубы и поднимающиеся клубы разноцветного дыма, я стоял, как отрок во Вселенной, на улице Газетной Нижнего Тагила в клетчатом пальто с повязанным поверх мохеровым шарфом и в ботинках «Скороход», и совершенно не понимал, да и отказывался понимать, как, почему и зачем я здесь оказался. Но шло время, я стал обрастать в Тагиле новыми друзьями и знакомыми, занялся учёбой в школе и спортом, а вчерашние детские «заботы» из прошлой приморской жизни постепенно отошли на второй план.
Ну да ладно, оставим моё «тёмное прошлое» и перейдём непосредственно к городу Нижнему Тагилу, о существовании которого ещё несколько лет назад, я уверен, не было известно подавляющему большинству жителей России, кроме конечно же посвящённых профессионалов сталеплавильного дела, вагоно и танкостроения. Это сегодня слова «Нижний Тагил» можно услышать даже на берегу Сиамского залива в Таиланде, но когда я поступил в Нахимовское училище и сообщил своим новым одноклассникам, что приехал из Нижнего Тагила, многие посмотрели на меня как на инопланетянина, с трудом припоминая что-то о петросяновских «шпингалетах самовывозом из Нижнего Тагила».
Немного истории Нижнего Тагила
История Нижнего Тагила берёт своё начало в далёком 1696 году, когда верхотурский воевода Протасьев доложил Петру Великому об обнаружении медной руды возле горы Высокой на реках Тагил и Выя, где было бы очень удобно построить завод. В те годы заводами на Урале командовал Акинфий Демидов, который, прознав о найденных приисках, уже в 1714 году, на основании Указа Петра I, основал Тагильский и Выйский заводы по производству железа, чугуна и меди.
Ну а годом основания Нижнего Тагила считается 1722 год, когда Выйский завод выдал свой первый чугун. Немного позже, продукция железоделательных заводов Нижнего Тагила с товарным знаком «Старый Соболь» начинает приобретать мировую известность. Интересен тот факт, что при создании Статуи Свободы в Нью-Йорке использовался металл, произведённый в Нижнем Тагиле.
Еще в XIX веке Нижний Тагил прославился своими изобретателями. Самые известные среди них — это Ефим Артамонов, который первым в мире сделал велосипед с педалями, управляемый рулём, а также крепостные изобретатели отец и сын Черепановы Ефим и Мирон, построившие первый в России паровоз.
Среди писателей конца XIX — начала XX веков прославились своими произведениями об Урале Дмитрий Мамин-Сибиряк, Павел Бажов и Алексей Бондин, проживавшие в разные времена в Нижнем Тагиле.
Уже в нашей с вами современности, среди проживавших в городе Нижнем Тагиле известных деятелей науки и культуры, нельзя не упомянуть: лауреата Нобелевской премии по физике сэра Константина Новосёлова, кинорежиссёра Эльдара Рязанова, актёра и режиссёра Владимира Мотыля, актёров театра и кино Анатолия Васильева, Анатолия Журавлёва, певицу, заведующую эстрадным отделением Нижнетагильского колледжа искусств Светлану Кашину (экс-солистка группы «Комбинация»), поэта и барда Булата Окуджаву, боксёра Наталью Рагозину, хоккеистов братьев Радуловых Александра и Игоря, Сергея Гусева, футболиста петербургского «Зенита» и сборной России Олега Шатова и многих, многих других.
Где находится город Нижний Тагил
Не буду приводить здесь точные географические координаты, скажу только, что Нижний Тагил находится в Свердловской области, в 140 километрах к северо-западу от Екатеринбурга, расположившись на восточном склоне Уральских гор. Всего в 30 километрах от города проходит граница «Европа-Азия». С западной стороны город окружен горным хребтом Весёлые горы. Это второй по величине город Среднего Урала после Екатеринбурга.
Климат Нижнего Тагила
Для умеренно-континентального климата Нижнего Тагила характерна резкая перемена погоды. Но здесь у нас зимой — зима, весной — весна и так далее, то есть сезонность хорошо выражена. Хотя бывают и исключения. Иногда лето над Тагилом кто-то отключает, и дожди льют не переставая, а сандалии, шорты и солнцезащитные очки пылятся на дальней полке до следующего года.
Бывает, что и снег летом пролетает в Тагиле. В середине августа прошлого года, например, можно было наблюдать вот такую картину маслом, как на фото.
Зима достаточно сурова, в курточке на синтепоне долго не проходишь. Без специальной тёплой одежды, находясь в Тагиле зимой, не обойтись. Хотя последние годы зима у нас заметно сбавила обороты и морозы за минус 30, да и минус 20 становятся редкостью. По мне, зима в Нижнем Тагиле вполне комфортна, с большим количеством снега, что не может не радовать любителей зимних видов спорта.
Среднегодовая температура в Нижнем Тагиле составляет 1,7 градусов по Цельсию, а относительная влажность — около 75%.
Как добраться до Нижнего Тагила
Добраться до Нижнего Тагила не составляет никакого труда. Видов транспорта великое множество. В нашем распоряжении самолёты, поезда, автобусы…, пароходов только не хватает, но с этим сложнее.
Самолётом
Ближайший международный аэропорт — «Кольцово», находится в посёлке с одноимённым названием, в непосредственной близости к Екатеринбургу и всего в 160 километрах от Нижнего Тагила.
Судя по данным сервиса Aviasales, прямой билет на самолет из Москвы до аэропорта «Кольцово» стоит 5259 рублей (смотрел на дату вылета — 13.07.2016). Время в пути — 2 часа 20 минут. В зависимости от сезона и промежутком времени между покупкой билета и вылетом стоимость билета может меняться. Так, билет на 20.09.2016 стоит уже 3100 рублей. Иногда авиакомпании делают спецпредложения на авиабилеты, и билет на самолет до Екатеринбурга можно купить еще дешевле. Посмотрите на этой странице, нет ли сейчас нужного вам авиабилета с хорошей скидкой по специальной цене (информация постоянно обновляется).
Как добраться из аэропорта Кольцово до Нижнего Тагила? Междугородние автобусы до Нижнего Тагила из Кольцово отправляются почему-то только ночью и их всего два: это прямая маршрутка до Тагила и автобус сообщением «Кольцово — Краснотурьинск» с остановкой в Нижнем Тагиле. Первая из аэропорта отправляется в 03:40ч., а второй в 05:30ч. по местному времени (отличается от Москвы на 2 часа со знаком плюс). По крайне мере так было в марте. Точное же расписание обязательно уточняйте в кассах. Билеты на эти рейсовые автобусы продают в здании аэропорта, возле авиакасс.
Если же вы не попадаете ни на один из вышеперечисленных автобусов, не отчаивайтесь. При выходе из здания аэропорта, сразу увидите остановку городского автобуса №1, который курсирует по маршруту от железнодорожного вокзала г. Екатеринбурга до аэропорта Кольцово и обратно. Ждать автобуса долго не придётся, они следуют примерно каждые 20 минут. Стоимость билета всего 26 рублей.
Кроме того, от аэропорта Кольцово до железнодорожного вокзала Екатеринбурга можно доехать на электричке! Стоит это удовольствие около 54 рублей. Есть два поезда — утренний и вечерний. Расписание уточняйте на Яндекс-Расписаниях. Время в пути 40 минут. Сам на этой электричке ни разу не ездил.
Как добраться из Екатеринбурга до Нижнего Тагила? Прибыв к железнодорожному вокзалу, доехать до Нижнего Тагила легко поездом, электричкой или на междугородном автобусе с автовокзала «Северный», расположенного всего в нескольких шагах от железнодорожного вокзала.
Электронные билеты на автобус можно купить заранее онлайн на этом ресурсе или на сайте Северного автовокзала. Покупал и там и там, никаких проблем не возникало, всегда уезжал нормально. Онлайн покупка билетов удобна тем, что не придётся стоять в очереди к кассе в переполненном пассажирами здании автовокзала. А очереди могут быть огромными в зависимости от времени суток и дня отправления, поверьте. Билет на автобус стоит около 320 рублей. Время в пути от 2 до 2,5 часов.
Другая альтернатива — воспользоваться сервисом BlaBlaCar. Попуток до Нижнего Тагила довольно много. Цена стартует примерно от 150-200 рублей с человека.
Наиболее удобно и комфортно, на мой взгляд, доехать из Екатеринбурга до Нижнего Тагила на электричке «Ласточка». Актуальное время отправления электропоездов можно посмотреть на Яндекс-Расписаниях. По деньгам получится дешевле, чем на автобусе, да и трясти не так будет, поскольку автодорога из Екатеринбурга до Тагила часто разбита «вхлам» и можно «встрять» на дороге вот как на фото к примеру.
На фото ниже — участок автодороги «Екатеринбург — Серов» в направлении Нижнего Тагила, где у нас «выстрелило» колесо. Состояние дорожного полотна, как говорится, налицо. И это не самый плохой отрезок дороги.
Теперь добираюсь в Тагил на «Ласточке». Мне нравится.
Сегодня это не тот «поезд в огне» из моего детства с «торговцами», «певцами» и так далее, а вполне комфортный способ передвижения между городами. До сих пор с ужасом вспоминаю, как раньше зимой бегали по вагонам электрички, чтобы согреться в поисках отапливаемой скамьи.
Стоимость билета на «Ласточку» составляет 250 рублей. Приобрести билет можно в пригородных кассах на железнодорожном вокзале при наличии паспорта. Посадка в электричку происходит также по паспорту.
Поездом
Другой вариант — поезд. Прямых рейсов из крупных городов России до Нижнего Тагила на сегодняшний день нет совсем, остался только один проходящий поезд из Москвы, а времена, когда мы ездили на фирменном поезде «Малахит» сообщением «Нижний Тагил — Москва — Нижний Тагил», «Нижний Тагил — Санкт-Петербург — Нижний Тагил» и других, давно канули в лету. Но не всё потеряно, друзья мои, ведь поезд «Малахит» не совсем ликвидировали, его лишь перенесли в Екатеринбург. Поэтому, например, с Ярославского вокзала Москвы можно доехать прямо до Нижнего Тагила без пересадок.
До Екатеринбурга же доехать поездом можно практически из любой точки России и ближнего зарубежья, поэтому здесь проблем вообще возникнуть не должно. Маршрут следования, а также стоимость проезда можно посмотреть на сайте «РЖД». Есть бюджетные варианты, а есть места подороже. И также сезонность влияет на стоимость билета.
Время в пути на поезде из Москвы до Нижнего Тагила составляет 29 часов 50 минут. Плацкартная полка в фирменном поезде «Малахит» стоит около 3300 рублей, в купе — свыше 5000 рублей. В сезон может быть дороже.
Где остановиться в Нижнем Тагиле
Сегодня вообще нет такой проблемы где остановиться в Нижнем Тагиле. Прямо напротив железнодорожного вокзала вы обязательно увидите гостиницу «Тагил».
Примерно в километре отсюда, на берегу Нижнетагильского пруда, менее года назад расположился четырехзвездочный отель всемирно известной сети гостиниц «Park Inn by Radisson». Обе гостиницы в пешей доступности от центра города.
Кроме этих отелей большой популярностью среди туристов пользуются мини-гостиницы и хостелы в Нижнем Тагиле по более доступным ценам. С помощью поисковой формой ниже, вы сможете подобрать для себя гостиницу в Нижнем Тагиле на нужные даты.
Пользоваться ею просто: введите в самую верхнюю поисковую строку название города — в нашем случае Нижний Тагил, а также задайте желаемые даты заезда и отъезда из отеля, количество гостей. Нажав кнопку «Поиск», система бронирования покажет вам доступные гостиницы.
Такой разный Нижний Тагил
Нижний Тагил действительно разный. Выражаясь словами героя известного фильма — город контрастов. Блеск и нищета часто соседствуют друг с другом. У города своя особенная история и душа, ведь это город-труженик. Большинство тагильчан так или иначе связаны с такими градообразующими предприятиями как Нижнетагильский металлургический комбинат, Уралвагонзавод или Уралхимпласт.
Главное достояние города — его жители, среди которых, как я уже писал выше, очень много талантливых людей. Большинство тагильчан это открытые и доброжелательные простые люди.
Нижний Тагил строящийся
В последние годы Нижний Тагил начал оживать, будто очнувшись от спячки; в него словно кто-то дохнул новую жизнь. Очень много зданий и сооружений в городе подверглись основательной реконструкции, повсюду строятся новые гостиницы, торговые комплексы, спортивные объекты, больницы, жилые дома и так далее.
Если кто-то несколько лет не бывал в Нижнем Тагиле, то приехав сюда сегодня, не сразу узнает город. Изменения, безусловно, в лучшую сторону. Конечно, есть куча недостатков, как и в любом другом городе, но если так дело пойдет и дальше, скоро здесь будет город-сад! Я же, несмотря на все недостатки, очень люблю свой город Нижний Тагил и желаю ему дальнейшего развития, а жителям — роста благосостояния.
На Театральной площади еще недавно шёл ремонт здания драмтеатра. Бывал я во многих театрах нашей Родины и скажу без обмана, что Нижнетагильский один из самых красивейших как внутри, так и снаружи, всем рекомендую сюда обязательно сходить.
Нижнетагильский цирк не отстает от драмтеатра — здесь также велись какие-то земляные работы вокруг прилегающей территории.
Не знаю, что это за здание, но начали его строить ну очень давно. Боюсь соврать, конечно, но где-то лет 10 назад точно. Тогда же где-то стройка и замерла. И что мы видим? Долгострой вдруг ожил и что-то уже вырисовывается. Что тут будет, интересно?
В Тагил активно заходят крупные торговые сети. Лента не стала исключением.
Здание в центре города после реконструкции. Выглядит, по-моему, неплохо.
На Гальяно-Горбуновском массиве в прошлом году велись работы по возведению спортивного комплекса «Президентский». Архитектурка так себе, на первый взгляд, но, надеюсь, что содержание превзойдет внешний облик этого сооружения.
Рядом построили еще какое-то здание.
Ремонт улицы Горошникова возле набережной Нижнетагильского пруда.
Ещё год назад во всю шло строительство новой гостиницы «Park Inn by Radisson» на берегу Нижнетагильского пруда.
Прошлым летом шли полномасштабные работы по реконструкции набережной Нижнетагильского пруда.
Новая беседка на набережной практически готова. Уже красиво выглядит. Готов поспорить — будет одно из популярных мест для фото!
Устройство лестницы. Набережную «зашивают» в гранит.
Примерно так будет выглядеть будущая набережная.
А здесь, скорее всего, будет новое кафе. Уже угадываются обводы в виде корабля.
Такой Нижний Тагил я не люблю
Сначала перечислю отрицательные черты сегодняшнего Нижнего Тагила, которые, уверен, не нравятся большинству жителей города.
Создаётся впечатление, что в городе орудует какая-то банда вандалов, обозлившихся на Тагил, людей или на жизнь в целом. С маниакальным упорством кто-то постоянно и повсеместно расписывает стены домов, ларьков и магазинов непонятными каракулями и надписями. И я бы еще отчасти понял такой подход к «современному искусству», если бы рисунки представляли собой высокохудожественное граффити, но увы, такая «наскальная живопись» глаз совсем не радует, а скорее наоборот.
Вот заходим во дворик жилого дома в центре города. Куда дотянулась рука, всё разрисовано. Ну как вам, красиво?
Идём по улице Строителей. Её строители были бы, наверное, в тяжелейшем «культурном шоке», если бы увидели такую «живопись».
Довольно философское и жизненное изречение, но к чему оно здесь? «Философ» пишет правильно, однако подсознательно явно не хочет идти вперед.
Очень много домов (даже в центре города, не говоря уже о некотором удалении от него) имеют, мягко говоря, потрёпанный вид. Стены, видавшие виды, обшарпаны, с множественными следами потёков и даже частично обрушены.
Некогда одно из самых посещаемых мест жителей Нижнего Тагила — кинотеатр «Современник», сегодня представляет жалкое зрелище. Серые грязные стены, немытые витражи, уродливые баннеры на фасаде. В нашем детстве сюда выстраивались другие очереди. Например, за билетом на «Неделю индийского кино» или выступление заезжей столичной звезды. Когда сюда шли, старались получше одеться. Сегодня очередь другая — к открытию выставки-продажи ботинок или БАДов.
А это Дворец молодёжи. Когда здесь был хотя бы косметический ремонт? Судя по внешнему виду, очень давно.
Если присмотреться, то в сущности дом красивый, но что с его стенами? Штукатурка отваливается практически везде. Стен дома, похоже, очень давно не касались кисти маляра, за исключением всё тех же «вандалов-передвижников».
А вот через дорогу напротив элитная средняя школа №32 с углублённым изучением немецкого языка. Что тут скажешь? Всё видите сами.
Перенесёмся на пересечение центральных проспектов Ленина и Мира. Апрель 2016. Стены дома будто обдало шрапнелью, балконы в полуразрушенном состоянии.
А вот и последствия запущенного домового хозяйства — булыжники падали с балкона на протяжении нескольких дней. Почему-то огорожено только здесь. Чуть поодаль, возле крыльца, еще одна груда камней, но там ограничительная лента отсутствует.
Вот такой камнепад. Рядом ходят люди. Неслабые такие булыжнички.
Как я раньше не замечал этот дом телеманов?! Это же дом-антенна!
И чуть ближе, аааааа…!!!
Кто-то разбирает хоккейную коробку на дрова? Заросли бурьяна и лопухов почти скрывают корт.
Тяжелое наследие 90-х. Уродливых и ужасных торговых точек той эпохи по городу ещё достаточно много.
Но постепенно город сбрасывает с себя этот кошмар.
А здесь не так давно работало кафе, но и оно кануло в лету. Кормили, кстати, тут неплохо.
Очень много подобных рекламных объявлений прямо на фасадах домов в центре.
Что это? Дорога? Может быть река? Аааа, понятно, снова весна неожиданно наступила.
Лебединое озеро? Где лебеди?
С вывозом снега просто беда. Грязные сугробы — неотъемлемая часть пейзажа. Мыть машину абсолютно бесполезное занятие. Наверное поэтому нам советуют с транспаранта отдыхать в Крыму.
Честно говоря, не наблюдал такую картину уже лет …дцать и очень удивился, увидев напротив железнодорожного вокзала. Мужик лёжа что-то бормотал, рядом пустые бутылки. Не пугайтесь, сегодня пьяных в Тагиле не так много, как в моем советском детстве, когда практически под каждым кустом отдыхали такие ребята. Но бывает.
В центре города уличная торговля. Ну что тут скажешь, люди выживают как могут.
Экология, к сожалению, в Нижнем Тагиле оставляет желать лучшего. Сказывается непосредственная близость города к ряду промышленных предприятий. Вряд ли градостроители демидовских времен, да и в последующие годы, задумывались об экологической обстановке и здоровье горожан. Дома строились прямо вокруг заводских цехов.
Поэтому, сегодня мы имеем то что имеем — очень часто невозможно открыть форточку из-за выбросов химических веществ в атмосферу. Особенно ужасный коксовый амбрэ ощущается в центре города, на Красном Камне, Вагонке и на Тагилстрое. Жители Гальяно-Горбуновского массива утверждают, что не испытывают на себе тяжелый заводской запах. Горожане побогаче перебираются ближе к природе, в район Горбуново, например, или Муринских прудов.
Мы почти в центре города, на улице Газетная. В небе, увы, не радуга. Когда еду на Вагонку мимо Коксохима, это вообще трэш, всегда начинает болеть голова — там самый эпицентр.
Жилые кварталы в непосредственной близости к заводу.
Ну и, «самое любимое» — дороги. С дорогами проблемы были всегда, но такого беспредела как весной этого года, думаю, даже старожилы не припомнят. Асфальт сошел кусками вместе со снегом. Мои знакомые, подрабатывающие иногда в такси, даже отказались от этой затеи, поскольку проехать по городу было просто нереально.
Здесь не объехать без выезда на встречную полосу движения.
Нет, это не проселочная дорога в Нью-Васюках. Перекресток Мира-Ленина в центре города.
И это тоже.
Но это были «цветочки», теперь — «ягодки».
Другой ракурс.
Тут у меня буквы закончились, одни восклицательные знаки.
Чуть дальше, в сторону Райта от вокзала, то же самое.
Что там может быть в этой яме? Глубоко, мелко? Блин, домкрат есть в багажнике?
Ямочный ремонт. Перепрыгнуть можно!
Такой Нижний Тагил я люблю
Ну и, чтобы не заканчивать пост на негативной ноте, покажу каким я люблю Нижний Тагил.
Наверное, для любого приезжего город начинается с железнодорожного вокзала. Наш выглядит вот так после недавно проведённого ремонта.
Указатели к некоторым достопримечательностям Нижнего Тагила. Ошибиться невозможно! Идём все время прямо.
Центральная «артерия» города — проспект Ленина.
На Театральной площади установлен памятник крепостным изобретателям Черепановым.
А вот и их творение — первый в России паровоз. Памятник установлен возле Нижнетагильского краеведческого музея.
Но это не единственный памятник первому паровозу. Возле отеля Park Inn by Radisson установлена еще одна его точная копия. А между железнодорожной станцией и автовокзалом «стоит на запа′сном пути» вот такой паровоз дедушка, установленный в ознаменование 100-летия СВЖД.
А вот так и выглядел велосипед изобретателя Артамонова.
Мы у здания бывшего Горсовета. Сегодня это музей-заповедник «Горнозаводской Урал».
На месте, где воздвигнут крест, ранее стоял Входо-Иерусалимский собор, заложенный еще в июне 1764 года. К сожалению, православный храм был взорван после известных событий, но позже, осенью 1930 года, о чём гласит надпись на памятной доске.
Переплелись вехи истории в Нижнем Тагиле. В нескольких шагах от вышеупомянутого креста — памятник В.И. Ленину.
Символ города — красавица гора Лисья в Нижнем Тагиле.
Сигнальная (в былые годы) башня на Лисьей горе в Нижнем Тагиле. Сегодня здесь отдел или филиал краеведческого музея. Любимое место гуляний для многих тагильчан. Отремонтирована совсем недавно. Во времена моего детства находилась в полуразрушенном состоянии.
С Лисьей горы открывается панорамный вид почти на весь город.
В городе много фонтанов.
Наконец-то отсюда убрали монстровидный рынок из 90-х с поэтичным названием «Зелёный бульвар».
Совсем недавно восстановлен женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Раньше здание находилось в плачевном полуразрушенном состоянии. В ноябре монастырю исполняется 112 лет!
На фасаде школы №32 установлена памятная доска в честь Булата Окуджавы. Через год в Нижнем Тагиле планируется открытие дома-музея великого барда.
Город хоть и не морской, но моряков у нас уважают. Тагильчан, служивших на различных флотах нашей Родины, очень много.
В Нижнем Тагиле есть два яхт-клуба. Ни один летний праздник в городе не обходится без состязаний яхтсменов.
Говорю же, что морская тематика в почёте у нас!
В Нижнем Тагиле чтят память воинов, погибших в локальных войнах.
Просто дворик по улице Горошникова. Здесь живут добрые хорошие люди.
Вот такой важный городовой, прохаживаясь по набережной, следит за порядком в Нижнем Тагиле.
День города в Нижнем Тагиле всегда проходит очень весело. Мы рады знаменитым гостям.
На горе Долгая проводятся международные соревнования по прыжкам с трамплина. «Летуны» могут тренироваться круглогодично, благодаря специальному покрытию.
Зимние виды спорта на любой вкус.
Мы уважаем историю своей страны и не разрушаем памятники и былые символы.
Раньше это место называлось Парк культуры железнодорожников. Пацанами мы ходили сюда купаться и ловить рыбу. Теперь здесь охраняемая территория недавно восстановленной Демидовской дачи.
Вот он, демидовский завод-музей под открытым небом в Нижнем Тагиле. Я еще застал те времена, когда здесь бегал паровозик и поднимались и опускались вагонетки. Начал работать этот завод в 1725 году, а остановлен в 1987. Музеем истории горнозаводской техники завод стал в 1989 году.
Теперь это история. Первый в России завод-музей.
В Нижнем Тагиле есть свой перинатальный центр.
Надеюсь, что город будет продолжать развиваться и молодеть!
А вот так Нижний Тагил выглядит с высоты птичьего полета. По-моему, неплохо у ребят получилось, посмотрите видео-ролик.
Вот такой получился рассказ про город Нижний Тагил. Он, действительно, разный, но я люблю свой город со всеми его достоинствами и недостатками.
Очень-очень-очень далеко от Воронежа )) В Пермь к родственникам и то далеко не каждый год удается выбраться, а уж в такие-то дали, наверное, и вовсе не доехать. Хотя побывать в тех краях хотелось бы.
Да, от Воронежа путь не ближний…Но вот от Перми Тагил находится примерно в 6 часах езды на поезде или машине. Город преображается на глазах, становится уютнее и красивее.
Всю жизнь прожила в Тагиле и училась в школе за этим домом, но название «подкова» первый раз слышу. А в мае жара была, да. Как раз на мой день рождения. Но это былпоследний теплый день 🙂
странно, а мы (я и мои знакомые) всегда называли и продолжаем называть в просторечии этот дом «подковой»…ориентир 🙂
Странно как жить в Тагиле и не знать где подкова….!?
Мне нравится жить в Нижнем Тагиле. Так красиво стало в городе!