Пришло время рассказать о том, что же это такое — тибетская кухня. Гуляя вечером по центру Лхасы (столице Тибета), мы, отыскав неприметный вход, зашли в очень даже приличный ресторан, где зажигательно выступали тибетские певцы (аналог «живой музыки»).
Интерьер тоже был с национальным колоритом.
Но было не только интересно, но еще и вкусно. Тибетская кухня основана на том, что еда непременно должна быть калорийной. Это связано с тем, что в Тибете суровый климат и сильно разряженный воздух. Фрукты, овощи, да и почти все известные нам продукты в Тибете надо ещё поискать.
Ячмень, мясо яка и молочные продукты из ячьего молока – главная пища тибетцев на протяжении веков. Из приправ – дикий лук, чеснок и соль. Овощи и фрукты, специи и прочие разносолы появились относительно недавно и то только в городах – в угоду туристам. Сами же тибетцы едят лишь для насыщения, а не для наслаждения.
Тибетцы верят, что их прародителей от голодной смерти спас божественный бодхисатва Авалокитешвара, бросив в дотоле бесплодную землю семена ячменя. В результате, вот уже 3500 лет, тибетцы культивируют голозёрный ячмень – самую морозостойкую, неприхотливую и скороспелую зерновую культуру, которая выдерживает высоты до 4500 метров.
Белок любого ячменя ценнее белка пшеницы и содержит большой набор незаменимых аминокислот – тех, что не синтезируются в организме человека и животных. Но ячмень варится очень долго (вспомните сколько надо варить «шрапнель»). Что же придумали тибетцы? Они насыпают в сковородку песок, сильно нагревают его, добавляют замоченный ячмень и ждут, пока зерна не лопнут.
На выходе получают воздушный ячмень. Песок отсеивают, а полуфабрикат измельчают в муку. Эта мука (цампа) и есть основа основ тибетской кухни. Самое простое и распространенное блюдо – шарики из муки с добавлением молока. Пробовали мы такой шарик! Лично мне показалось, что я впала в детство и жую песок из песочницы.
Из цампы делают тесто для лепешек и пельменей момо. Пельмени момо — самое популярное у путешественников блюдо тибетской кухни. Вареные и жаренные, с начинкой из мяса или овощей. Вот это было на самом деле очень вкусненько!
Цампу не только едят. В самых различных ритуалах щепоть этой муки подбрасывают в воздух, как подношение Богам. Её же в смеси с кумином прикладывают к больным местам (к зубам). А тибетские спортсмены считают её настоящим допингом – мука мгновенно придает силы и бодрость.
Самый популярный тибетский напиток – это часуйма. В его состав входят, чай, молоко, соль и масло яка. Чай появился в Тибете в VII веке, но широкое распространение получил лишь в XIII, когда страна попала в зависимость от монголов.
Для часуймы сначала готовят заварку (варят плиточный чай в течение 6-8 часов), потом сцеживают жидкость в узкий длинный бочонок, добавляют кипяток, топленое ячье масло (обычно прогорклое), солят по вкусу и взбивают до однородной массы. В результате получается весьма специфический напиток. Европейцам он напоминает суп. Ну а мне он и сладким понравился.
Ежедневно тибетцы выпивают по 50-60 пиал такого чая. Даже сохранилась народная мера расстояния, пройденного в горах: оно измеряется в пиалах чая (три пиалы = 8 км).
Як – самое распространенное животное в Тибете, и самое ценное. Оно дает и пищу, и одежду, и кров и топливо, и к тому же служит отличным перевозчиком тяжестей (с легкостью тащит до 140 кг груза). Мясо яков (только самцов) вкусное, хотя и волокнистое, идёт в пищу в свежем и вяленом виде. Самок разводят исключительно для получения молока, из которого делают масло, творог и «шо» – тибетский йогурт, история которого не меньше 1500 лет и который слывёт даром небес.
Веселье и на Руси и в Тибете – в питие. Так как виноград тут не растёт, самогон гонят из любимого ячменя, и называется он «чанг». Сообразно высокогорью, крепость ячменного «вина» не слишком высока, но в разряженном воздухе «забирает» прилично.
По правилу, выпивать полагается так: взять чашу в левую руку, поднять до уровня бровей, окунуть указательный палец правой руки, потом поднять палец, дабы драгоценная жидкость стекла. И так ещё 2 раза – в знак почитания небес, земли и божеств. После этого можно отхлебнуть чашу. Проделать всю процедуру ещё три раза и только потом осушить чашу до дна.
Понятно, что столь долгую процедуру мы проделывать не рискнули и тихо пили себе пиво. Когда практически все посетители уже разошлись, «разошлись» и мы!
После сытного ужина и пива стали петь наши песни! Помните это проникновенное:
«Мы так давно, мы так давно не отдыхали!
Нам было просто не до отдыха с тобой!
Мы пол Тибета с тобой вместе пропахали.
А завтра снова – в последний бой!»
Получилось здорово! Официанты улыбались и хвалили нас.