Быть в таком таинственном и загадочном месте как Тибет, и не увидеть самые древние монастыри Тибета было бы для нас непростительно. Рано утром мы выселились из гостиницы и двинулись на запад, в сторону деревушки, где находится самый древний монастырь Самье. Ехали долинами-перевалами, вдоль извилистого берега сверкающей на солнце Брахмапутры.
[contents]
Жители Тибета свято верят в очищение кармы, реинкарнацию и в свои божества. На каждом перевале колышутся на ветру пятицветные молитвенные флажки с мантрами — обращениями к Будде и бодхисаттвам (просветлённым).
Красный флажок означает власть, зеленый — жизнь, желтый — богатство и счастье, белый — чистота (именно на этих белых флажках паломники могут написать свое желание), синий флажок — удача.
На камнях, скалах и бетонных ограждениях очень часто можно видеть, как белой краской нарисованные лестнички. Эти лестнички для душ умерших, чтобы те могли спускаться с небес, навестить родственников и подняться обратно.
Сюрпризом для нас стало то, что в Тибете («стране снегов») обилия снега-то мы и не увидели, зато повсеместно встречали настоящие пустынные песчаные барханы.
Жители Тибета всячески сдерживают эти пески, высаживая ивы или сооружая вот такие смешные конструкции из палочек.
Не знаю, что может удержать подобная конструкция. Но если её делают, значит польза от этого есть.
Что такое мАндала
Что же такое мАндала? Это конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках, сфера обитания божеств.
Мандалы являются символами для медитации. Орнаментальный узор, чаще всего, включает в себя формы круга, треугольника, квадрата, лепестков лотоса. При сосредоточении на них, благодаря особой структуре, происходит соответствующая настройка сознания, которая способствует открытию тех или иных способностей человека, или осознание непередаваемых при помощи логики основных элементов мироздания, которые могут послужить постижению целого спектра проистекающих из них истин.
Мандала представляет собой целостность, и может рассматриваться как модель структуры самой жизни – космическая схема, напоминающая нам о нашей связи с бесконечным миром, который распространяется как вне, так и внутри наших тел и умов.
Мандала представляет собой взгляд на мир. Осознание её способствует изменениям наших взглядов на самих себя, нашу планету, устройства мироздания и, как следствие, может изменить всю нашу жизнь и наше предназначение в жизни.
Проще говоря, мандала является священной геометрической фигурой, которая представляет собой вселенную.
Монастырь Самье
Долго ли, коротко ли, к вечеру мы добрались до поселения Самье, где расположен самый древний из сохранившихся монастырь-мандала.
Многие монастыри Тибета построены по принципу мандалы. И самый первый буддийский монастырь в Тибете – Самье, тому не исключение.
Точно в центре комплекса расположен Храм.
По четырём сторонам света — четыре ступы разных цветов, напоминающие о четырёх главных событиях жизни Будды. Зелёная — рождение, белая — просветление, красная — первая проповедь об Учении, чёрная — уход из жизни.
Территория монастыря обширна. Здесь проживает 500 монахов. Множество паломников ежедневно совершают кору вокруг монастыря (обход вокруг святыни). Для чего они это делают, вы можете прочитать в статье: столица Тибета Лхаса.
Храм, расположенный в центре монастырского комплекса, имеет три этажа. Первый этаж — тибетский, второй — китайский, третий — индийский. На каждом этаже размещены статуи Будд, бодхисаттв (существо или человек с пробуждённым сознанием, решившим стать Буддой) и гневных божеств в национальной стилистике.
После посещения монастыря и заселения в гастхаус, наша теплая компания пошла на священную гору, откуда прекрасно видно сам монастырь Самье, да и всю округу.
Там же мы наблюдали прекрасный закат.
Утром у меня поднялась температура, и я была вынуждена остаться в номере лечиться. А ребята поехали покорять монастыри Тибета.
Монастырь, основанный Падмасамбхавой
Следующим был ещё один высокогорный монастырь, который по преданию основал сам Падмасамбхава — индийский учитель буддийской тантры VIII века, который внёс значительный вклад в развитие тибетской формы буддизма.
Тридцать восьмой царь Тибета Тисонг Децэн, вместе со своим придворным философом и проповедником по имени Шантаракшита очень долгое время пытался утвердить буддизм. Но развитию буддизма всячески препятствовали и «вставляли палки в колёса» местные демоны.
Так как Падмасамбхава был единственным человеком, который мог одолеть враждебную Дхарме (нормы и правила, способствующие соблюдению космического порядка) «нечистую силу», царь пригласил его помочь ему в нелёгком деле.
Прибыв в Тибет, Падмасамбхава приступил к проповеди буддизма и стал демонстрировать жителям Тибета свою магическую силу. Могущество, даруемое Падмасамбхаве тантрической йогой, произвело на тибетцев огромное впечатление. Цель была достигнута.
Гуру Падмасамбхава прославился восемью манифестациями, которые записала его верная ученица, спутница и жена тибетская княжна Еше Цогьял.
Там высоко в горах находится женский монастырь, где ребята любовались прекрасными видами гор.
Присутствовали на молитвенной церемонии. Получили благословение монахов и лам.
Когда уставшие, но довольные ребята вернулись, наша подруга Алла уговорила гида отвезти нас к берегу Брахмапутры — искупаться. Берега илистые, песок сильно затягивает. Вода в реке ледяная! Но нашим моржам все нипочём.
А утром нам показали, как может быть коварна погода и как нам повезло. За ночь выпал снег, в горах опустился густой туман. Пески под снегом — впечатляющее зрелище.
Ехали по приборам. Но хорошенько покопавшись в карманах, мы призвали Солнце на небосвод и вскоре погода разгулялась. Тем временем, по извилистым серпантинам Тибета мы поднимались все выше и выше, проезжая мимо заснеженных вершин.
Мы забрались на один из самых высоких перевалов (4800 м). С него открывался захватывающий вид — горы Памира под вашими ногами.
И тут за поворотом мы увидели «льва»! Он лежал на камне, невозмутимо оглядываясь вокруг. Подойдя поближе, мы разглядели, что это был не лев, а тибетский мастиф – одна из самых крупных собак на Земле.
Собаки этой породы были сторожевыми собаками в тибетских монастырях. Их выращивают в суровых условиях Тибета. Мастифы обладают огромной силой и выносливостью, независимым и суровым нравом, и у нас стоят немалых денег — от 40 000 рублей за щенка!
Мы обогнули очередной отрог и застыли на жутком ветру от восхищения – перед нами в ущелье лежало озеро «Ямдрок» (в переводе с тибетского «бирюза»).
Озеро 110 км в длину и 35 м глубиной. По приданию, где-то там, в тёмных глубинах озера, живет настоящий Дракон. Низкое, непередаваемо-синее небо, с плывущими по нему белыми облаками, отражается здесь в неописуемого цвета воде — тёмно-синей, зелёной или бирюзовой, в зависимости от времени дня и освещения.
Далее по дороге мы видели, как одна из лап древнего ледника спускается прямо к проезжей части дороги. Но лично меня ледниками уже не удивишь, и после Исландии этот был явно слабоват.
А мы едем дальше исследовать монастыри Тибета.
Наконец, мы добрались до городка Гьянгдзе — наименее китаенизированный из тибетских городов. Вместо облицованных кафелем и поблескивающих тонированным стеклом государственных контор — благодатная простота старых тибетских кварталов.
Монастырь Пелкхор Чодэ
Монастырь Пелкхор Чодэ знаменит крупнейшей в Тибете ступой Кумбум («10 000 образов»). Высота ее 35 м.
Вообще, Кумбум — это и есть название храма, выполненного в виде ступы, на каждом уровне которой расположено множество залов.
На семи ярусах ступы монастыря Пелкхор Чодэ находятся 108 комнат, в каждой из которых стоит статуя божества, доброго или гневного. Добрых меньше, все они – различные улыбчивые ипостаси Будды. А вот выбор гневных велик: многорукие, многоглазые, многозубые, всевозможных форм и расцветок. Гневные божества еще из защитники. Когда монах сдает экзамены, он во сне должен увидеть СВОЕГО защитника.
Что такое ступа
Во всем буддийском мире — от Индокитая на юге до Бурятии на севере можно встретить специфические архитектурные сооружения — ступы. Они разнообразны по форме, а их количество не поддается исчислению.
Слово «Ступа» на санскрите означает «вершина». Изначально ступа — это погребальный памятник. По преданию, когда Будда умер, его тело было сожжено, прах разделен на 8 частей и захоронен в ступах, воздвигнутых в местах, связанных с памятными событиями его жизни. Позднее в ступы стали помещать изображения Будды, священные тексты и они превратились в реликварии (вместилища, для хранения ценных реликвий), символизирующие «космическое тело Будды».
Шпиль ступы означает состояние просветления, слияния человека с космическим Буддой.
Центральная часть, в которую помещают изображение Будды или реликвии, символизирует Учение.
Фундамент символизирует омраченное состояние человека.
Прищуренные глаза Будды бесстрастно взирают на круговорот сансары (круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой) с вершины ступы.
Там же, в Гьянгдзе, находится одна из старейших крепостей, оборонявших границы царства еще в добуддийскую эпоху времен войны с Индией.
Продолжая вспоминать про монастыри Тибета, хочу немного рассказать о национальной религии тибетцев.
Итак, мы подъехали к самому высокогорному монастырю, расположенному недалеко от Эвереста. Монастырь этот чуть ли не распоследний, где проповедуют религию Бон.
Религия Тибета
В VI-IX веках бон являлась официальной национальной религией жителей Тибета и продолжала доминировать в регионе до тех пор, пока в XIII веке, эту официальную религию не начал частично вытеснять буддизм.
В настоящее время последователей религии бон уже не так много. В небольшом количестве они проживают в Бутане (азиатское государство в Гималаях, расположенное между Индией и Китаем), Сиккиме (индийский штат на северо-востоке страны, в Гималаях), а также на территории бывшей тибетской провинции Кам.
В переводе с тибетского «бон» переводится как «ритуальное речевое действие». И это не просто слова. Проводя религиозные ритуалы, тибетцы демонстрируют литургические песнопения, призывают божества странными действиями, декламируют религиозные тексты.
Все эти ритуалы такие выразительные, что одни считают их смесью шаманских и анимистических верований (вера в существование души и духов, а также одушевлённости всей природы). А другие видят в них смесь индуизма и философии буддийской школы Ньингма.
Но на самом деле, бон — это исконно тибетская религия, которая во многом повлияла на формирование пришедшего в Тибет буддизма. Несмотря на все разногласия между этими двумя религиями, они приносят друг другу духовное обогащение и имеют тесную связь межу собой.
Выходим подышать так называемым свежим воздухом, постоять на ледяном ветру, посмотреть, как он треплет молитвенные флажки и порадоваться, что не надо никуда брести с рюкзаками, а можно сесть в машину и снова ехать.
Сувениров, подобных тибетским, не купить больше нигде в мире: рогатые ячьи черепа, кубки из черепов (в том числе и человеческих), оправленных в серебро, жуткого вида ритуальные маски, племенные украшения из бирюзы и кораллов, здоровенные тесаки.
При покупке стоит проявить осмотрительность: все предметы насыщены очень мощной энергетикой. А добрая она или дурная — может выясниться далеко не сразу.
Ритуалы и ритуальные предметы
Далеко не каждый последователь буддизма имеет возможность прочесть священные тексты. Но большинство тибетцев суть буддизма могут постичь через сложные и красочные ритуалы, проводимые в монастырях. Не последнюю роль здесь играют ритуальные предметы, обладающие большой сакральной силой.
Подношение обрядового шарфа «хадака» — неотъемлемый элемент ритуала поклонения буддийским святыням. Нам по приезду тоже вручили белые шарфы на счастье.
Символом мужского начала является ваджра — самый распространенный и загадочный предмет в буддизме.
Буддийские тексты определяют ваджру как алмаз, громовой топор, пучок скрещенных молний. Она является главным символом тантрического буддизма — Ваджраны («алмазная колесница») — одно из главных и наиболее закрытых учений.
Последователи Ваджраяны утверждают, что они способны достичь состояния Будды в этой жизни, и им более не понадобится перерождаться.
Для достижения просветления в Ваджраяне было разработано множество разнообразных йогических практик. Большое значение уделялось единству женского начала (мудрости, пассивности) и мужского начала (деятельности, активности). Поэтому в буддийском искусстве Ваджраяны так много откровенно сексуальных образов.
Для традиционных культур большинства народов мира характерно использование шумовых эффектов и звонов для отпугивания злых духов и для вытеснения их за пределы сакрального пространства, в границах которого проводятся обрядовые действия. В Тибете для этих целей используют молитвенные колокольчики.
Звон их ассоциируется с произнесением магических заклинаний — мантр. Одновременно колокольчик — символ женского начала. Ваджра олицетворяет мужское начало — путь, стремление, но они не возможны без мудрости и спокойствия — колокольчика (женского начала).
Все монастыри Тибета славятся богатой библиотекой. Шкафы с книгами в монастырях стоят на деревянных ножках метровой длины. Многотомные рукописи занимают десятки шкафов.
Богомольцы, согнувшись в три погибели, гуськом проходят под рядами шкафов, опоясывающих храм по периметру. Считается, что книжная мудрость наполняет паломника не через ум, а через сердце. Предполагается, что книги сами по себе обладают такой магической силой, что раскрывать их нет необходимости, что сила эта увеличивается многократно. Если использовать серебряные или лучше золотые чернила. Поэтому книги часто закладывают в молитвенные ступы.
Практически везде можно увидеть, как паломники вращают небольшой металлический цилиндр, надетый на рукоять. Это молитвенный барабан.
Чтение молитв и священных текстов способствует улучшению кармы. А как быть безграмотным? Внутри цилиндра находятся молитвы и священные тексты. При вращении барабана по часовой стрелке, образуются завихрения воздуха, по которым содержимое молитвы отправляется к небесам.
Погребальные обряды
Тибет поражает разнообразием погребальных обрядов. Привычное для нас предание земле — не самый распространенный способ. Чаще тело покойного в сидячем положении выносят на вершину священной горы, где труп рассекают мечом и оставляют на съедение стервятникам.
Мимо одной такой горы мы проезжали.
Тела нищих достаются рыбам, поэтому тибетцы никогда не едят рыбу — ведь в нее может вселиться душа покойного.
Святых иногда кремируют. Пепел смешивают с глиной и лепят из этой смеси изображение святого, которое помещают в храме. Подобные изображения, по мнению тибетцев обладают большой сакральной силой, способны защитить от болезней и отпугивать злых духов.
Самый почётный способ погребения, применяющийся к высшим буддийским иерархам и наиболее почитаемым святым — мумификация. Тело солят и сушат, одевают в монашеское облачение, лицо покрывают позолотой. Мумию помещают в ступу.
Продолжая осматривать монастыри Тибета, долго ли, коротко ли, мимо прекрасных пейзажей мы подъехали к столице Тибета городу Лхаса.
И, перед въездом в город, заехали в еще один монастырь — Дрепунг.
Монастырь Дрепунг
Расположенный у подножия горы Гамбо, в пяти километрах от западной границы Лхасы, монастырь Дрепунг считается одним из главнейших монастырей школы гелуг тибетского буддизма, наравне с великими монастырями Сэра и Ганден. Площадь монастыря занимает около 250000 кв. метров. Ранее здесь проживало более 10000 монахов. Монастырь Дрепунг был самым большим среди монастырей Тибета.
И сейчас монастырь продолжает функционировать. В настоящее время в нём проживает уже около 600 монахов. Также монастырь является действующим музеем, который ежедневно посещает множество туристов.
Белые стены монастырских зданий, стоящих на склоне горы, издалека напоминают горку риса. Отсюда монастырь и получил свое название Дрепунг, что в переводе с тибетского означает «гора риса».
Монастырь был основан в 1416 году. При поддержке плутократов (людей, обладающие властью и влиянию, благодаря своему богатству) монастырь вскоре стал самым богатым и процветающим монастырем школы гелук в Тибете. Кроме этого, до того, как по приказу пятого Далай-ламы был построен новый дворец Потала, монастырь Дрепунг также использовался как резиденция Далай-лам.
Монастырь всегда имел большое значение в политической, духовной и культурной жизни тибетцев. Настоятели монастыря играли важную роль в решении политических вопросов Тибета, влияли на состав органов лхасского городского управления.
Кроме того, настоятели Дрепунга были наиболее близки к Далай-ламам и занимали высшие посты, в том числе нередко становились регентами при малолетних Далай-ламах.
В монастыре расположен храм Майтрейи — Будды будущего, с гигантской статуей этого Будды внутри самого храма. Будде можно нашептать свое самое заветное желание — к его уху привязана длинная коса из ходдаков (шарфов).
И здесь многие из нашей группы почувствовали странные ощущения, когда прикладывали «косу» к точке 6 чакры («Третий глаз») — будто их пронзала энергия, шедшая от статуи. Ну, лично я была так сосредоточена на полной формулировке своего желания, что меня не пронзило, но будто затянуло в космическую пустоту.
В монастыре Дрепунг существуют множество обрядов. В каждый крупный буддийский праздник и в последние дни лунного месяца (тибетский календарь соответствует лунному календарю) в монастыре проводятся соответствующие ритуалы.
Фестиваль «Шотун»
Монастыри Тибета славятся своими праздничными мероприятиями. Существует несколько праздничных мероприятий, в которых принимают участие как монахи, так и обычные жители. Среди них самым крупным считается фестиваль «Шотун» или праздник Простокваши или Кислого молока.
Праздник появился в XVI веке и носил чисто религиозный характер. В то время основатель школы гелук и великий религиозный лидер Чже Цонкопа, в целях духовного совершенствования монахов, придумал правила, согласно которым летом монахи не должны были покидать стен монастыря и выходить на улицу. Таким образом, они не могли стать невольными убийцами насекомых и мелкой живности, которых так много летом.
После заточения монахи выходили к стенам монастыря и угощались подношениями мирян. Как правило, жители приносили простоквашу или йогурт, отсюда и появилось название праздника.
Со временем религиозный праздник вырос до крупного фестиваля с традиционными представлениями и оперой. В этот день также принято разворачивать у стен монастыря огромную (30х35 м) танку (икону) с изображением Будды Шакьямуни, основателя буддизма. Праздник проводится в начале июля по тибетскому календарю.
Мы долго гуляли по территории монастыря и вышли на узкую террасу над галереей.
Меня посетило чувство дежа-вю — я уже видела такой вид, именно такой, с этой террасы — в своем недавнем сне!
Я повернула голову направо и увидела то самое место, где монахи натягивали огромную Тханку (рисунок божества на ткани).
Чуть позже, наш китайский гид Яша рассказал, что в монастыре Дрепунг хранится самая большая Тханка Тибета, которую разворачивают по большим праздникам, а хранят в длинном шкафу.
Там, на шкафу, висело фото Тханки! Вы не поверите, но именно такую я видела в своём сне!
Конечно, для меня это было шоком! Потом я бегала по монастырю, заглядывая в лица всем встречным монахам в надежде встретить того самого Целителя из моего странного сна…
Но нет, не встретила… видно шанс был упущен…
Здорово! Далеко не каждому удаётся побывать в Тибете, увидеть монастыри Тибета…не самое популярное направление среди наших туристов. Спасибо за увлекательный рассказ.
Это точно, да и не каждый отважится отправиться в такое путешествие!
Я был три года назад в тибетском монастыре — Пелкор Чёде. Страшно подумать, он был основан еще в 1418 году! Монастырь этот знаменит своей ступой Кумбум. Более 100 залов, 4 этажа!
Да, это здорово «прикоснуться» к свидетелям древних времён, представить себя на месте тех людей.
Мы тоже ездили в Тибет 7 лет назад. Было интересно.
Узнавать новые места, расширяя свой кругозор, всегда интересно.
Очень интересная статья. Было бы здорово побывать в Тибете.
Согласна, но, к большому сожалению, в сегодняшних реалиях это маловероятно. Будем надеяться на лучшее, что когда-нибудь пересекать границы станет проще, как и в прежние годы.