Летняя резиденция ламы расположена в Лхасе, в парке Норбулинка. Утром, после завтрака, мы решили отправиться туда всей нашей дружной компанией.
«Норбулинка» летняя резиденция Далай-ламы
Дворец «Норбулинка», находящийся в западном пригороде Лхасы, был построен в 1754 году во времена правления седьмого Далай-ламы. С 1780 по 1959 год он являлся летней резиденцией Далай-лам.
Место, где впоследствии был построен дворец, было населено дикими зверями и растениями, за которыми любил наблюдать седьмой Далай-лама. Спустя годы он приказал построить тут дворец, который в будущем стал использоваться в качестве летней резиденции для далай-лам, где они решали политические вопросы и проводили торжественные церемонии.
После ряда реконструкций резиденция Норбулинка была дополнена садами, различными павильонами и парками. Здесь далай-ламы жили и работали с апреля по сентябрь каждого года. Площадь парка составляет 360000 квадратных метров. В этом месте расположены самые красивые и древние сады Тибета.
Норбулинка состоит из трёх зон: дворцовой, преддворцовой и парковой. Всего в комплекс входит около 400 сооружений, среди которых Золотой дворец, Зал Сутр и Новый дворец, построенный в 1954 году.
Среди самых известных павильонов во дворце есть павильон Tsokyil Potrang, любимый восьмым Далай-ламой. В 1922 году одним из меценатов для 13-го Далай-ламы был построен павильон Takten Migyur Potrang.
В 1954 году по приказу 14-го Далай-ламы был построен Новый летний дворец, тибетское название которого означает «вечный дворец». Архитектура этого дворца соединила в себе особенности храмовой постройки и виллы. В этом дворце самые изысканные росписи, которые нас очень впечатлили.
В северной части главного зала находятся уникальные фрески с изображением умиротворенного Будды Шаньямуни и его восьми учеников.
На протяжении столетий летняя резиденция была закрыта для посещения простых жителей. Парк открыли для посетителей только после 1959 года. В 2001 году Норбулинка был включён в «исторически сложившийся ансамбль дворца Потала» в Лхасе и внесен в список наследия ЮНЕСКО.
07.11.2014 мы выехали во второй по величине город Тибета — Шигадзе, в котором проживает 300000 человек. По дороге у нас неоднократно проверяли документы.
На постах отмечают, с какой скоростью должен двигаться автобус по территории данного района. Если автомобиль движется быстрее, то водитель вынужден останавливаться и ждать означенного времени.
Но вот мы доехали до города Шигадзе. В городе есть свой малый дворец Патала (для Панчен-ламы) — точная копия Лхасского.
Здесь расположен один из крупнейших буддийских монастырей Тибета — Монастырь Ташилунпо.
Монастырь Ташилунпо — резиденция Панчен-ламы
В переводе с тибетского полное название монастыря означает «всё счастье и благополучие собрано тут». Монастырь был построен в 1447 году недалеко от города, на холме, и традиционно является официальной резиденцией Панчен-ламы.
Напомню, что Панчен-лама также духовный лидер Тибета. Более того, его почитают даже более чем Далай-ламу, ведь Далай-лама осуществляет, так сказать, представительские функции неба на земле. А Панчен-лама — это непосредственный проводник воли Будды — живая связь с бодхисатвами и Буддами всех поколений.
В монастыре находятся погребальные ступы (курганы) с останками нескольких Панчен-лам и первого Далай-ламы. Самая большая из всех ступ — это ступа, возведённая в 1666 году для четвёртого Панчен-ламы, при котором Ташилунпо приобрёл свой сегодняшний облик. Ступа выполнена из чистого золота и инкрустирована драгоценными камнями.
Сейчас в монастыре Ташилунпо проживает одиннадцатый Панчен-лама Гьялцэн Норбу, не признанный Далай-ламой, но признанный Пекином.
По поводу настоящего же одиннадцатого Панчен-ламы возникла конфликтная ситуация. Далай-лама XIV и высшие тибетские иерархи признали и распознали по всем канонам Гедуна Чокьи Ньиму, и хотели чтобы именно он стал одиннадцатым Панчен-ламой.
Но в 1995 году правительство КНР арестовало Гедуна Чокьи Ньиму и всю его семью. С тех пор ничего неизвестно о месте пребывания и его судьбе. Он считается пропавшим без вести.
Вместо него правительство КНР объявило Панчен-ламой Гьялцэн Норбу, который и проживает в настоящее время в монастыре Ташилунпо
Однако духовенство Тибета и, в первую очередь, Далай-лама XIV не признают ставленника Китая.
Монастыри в Шигадзе
В Шигадзе находится ещё один огромный монастырь, построенный 600 лет назад. Раньше здесь проживали более 3000 монахов, сейчас осталось около 500 человек.
Тысячи паломников медленно проходят вокруг монастыря, вращая молитвенные барабаны на его стенах.
Здесь расположены несколько священных храмов: храм с огромной статуей Будды будущего — Майтреи (26 м) — подарок Монголии и храм со ступой Панчен-ламы 10-го – самого известного и почитаемого, который после событий культурной революции, когда были разрушены почти все храмы буддизма, служил чиновником в Пекине и убедил правительство возродить буддизм на территории Тибета и начать восстановление монастырей.
Ступа огромна, более 20м, покрыта золотом (85 кг), украшена 1200 драгоценными камнями.
Вообще говоря, во времена расцвета тибетского государства, на поддержание и развитие монастырей тратилось до 80% доходов страны.
Даже сейчас, после десятилетий планомерного уничтожения, они поражают своими храмами, обилием золотых скульптур и библиотеками. На стенах храма великолепные фрески.
А это календарь, по которому знающие ламы могут вычислить, кем был человек в прошлой и будет в будущей жизни.
О многих других самых древних монастырях этой Китайской провинции вы можете прочитать в статье: Монастыри Тибета.
Символы Тибета
Я обратила внимание на символы Тибета. Повсюду была неизменная свастика. В отличии от нацисткой, в буддизме свастика изображается с концами, загнутыми против часовой стрелки.
Термин «свастика» происходит от 2 слов: «су» — «прекрасный» и «асти» — «быть». Свастика — знак солнца, благоденствия и процветания — встречается в орнаменте различных народов Европы и Азии. Широкое распространение этот символ получил в Индии, где символизирует вечный круговорот Вселенной. В буддизме она стала символом Будды. После заселения в гостиницу пошли гулять до мини-Патала. И снова в гору…
Выше нас только овцы.
Ночевали мы в Шигазде. Здесь было гораздо легче. Высота, на которой расположен город — 3300 метров.
Домой
Утром мы улетали в Гуанджоу.
По пути в аэропорт пришлось постоять в пробках. И здесь, можно сказать на вершине мира, тоже пробки! Но вот, наконец, мы в самолете.
Только взлетели, как вдруг, началась песчаная буря! Самолет затрясло, он «терял высоту» 4 раза. Я, к своему ужасу, оглохла из-за отита. Китайцы вокруг кричали! Я молилась… вслух, наплевав на приличия! Очень сильно испугалась! А нашим девушкам – хоть бы что! Восхищаюсь их мужеством!
Честно сказать, мне очень трудно дался этот перелет. У меня потом долго подгибались коленки, и я еще сутки мучила Лену, сидевшую рядом со мной, своим нестройным «Отче наш».
В Гуанджоу прилетели поздно вечером, поселились в той же гостинице и пошли праздновать окончание нашего славного путешествия.
Магазины и рестораны были уже закрыты, но ещё в первый день мы приметили ларек уличной еды – под тентом в холодильнике предлагались всякие морские гады, устрицы, рыба.
Все это жарят прямо при тебе. Такая китайская шаверма. Мы решились отведать! Заказали по рыбке и пива. Пиво, надо сказать я вкуснее не пила – вишневое, настоящее. Рыбка оказалась тоже очень вкусная, правда сильно перчёная.
Рано утром мы опять погрузились в трансферовский автобус и поехали в аэропорт – нам предстоял долгий перелет в Москву, затем домой, в Питер. Полет в Москву занял целых 12 часов, (супротив 9, когда мы летели в Китай) – уж не знаю каким тайными тропами мы перебирались, но это было уж ооооочень долго. А когда я увидела в иллюминатор опять горы и вспомнила как нас трясло, мне опять поплохело!
Но всё когда то заканчивается. Мы приземлились в Москве, подлетая к которой видели закат над облаками.
Всем приятных интересных путешествий!