Сегодня мы выехали за пределы Лхасы в пещерный комплекс Драк Йерпа – ещё одно священное место для буддистов. В этих природных пещерах, на высоте 4600 метров, медитировали все Далай и Панчен-ламы.
В этих горах добывают железо, олово, немного золота, как ни странно бирюзу (Тибет вообще называют краем бирюзы) и коралл (!). А также самый драгоценный камень Тибета – нефритовый жемчуг ( Глаз Будды), который служит талисманом и оберегом для дома, детей, здоровья и многого другого. Каждый узор этого камня что-то означает. Чем больше узоров, тем выше ценится камень.
В целом, наше путешествие можно подвести под лозунг «Как закалялась сталь!». Нас бросало то в холод (в помещениях и в тени), то в жар (на солнце). Приходилось постоянно носить при себе чуть ли ни все разнообразие гардероба: куртки, термобельё, футболки, тёплые и летние брюки.
Итак, мы выехали из Лхасы. Пейзаж вокруг довольно однообразен: замшелые валуны, покрытые лишайником, кусты и карликовые деревца. Но вскоре исчезают и они. Появляются каменистые проплешины, заметно холодает и вокруг одни голые скалы и каменные осыпи. Заросли кустов барбариса приятно оживляют монохромность горного пейзажа.
Драк Йерпа
По извилистому серпантину мы добрались до подножья комплекса. А далее пешком. И опять с каждым шагом пульс рвется наружу, кровь закипает, дыхание становится «как у дракона». Всё, сил карабкаться больше нет!
Присела я, значит, отдыхаю. И тут бабуська мимо проходит. Старенькая такая, морщинистая вся. Проходит она, значит, и спрашивает: «Деточка, может помощь нужна?». Стыыыдноооо!
И вот я доползла до пещерных храмов. Монаха, стремящегося достичь просветления, и медитирующего в этих пещерах, замуровывали в них на 3 года, 3 месяца, 3 недели и 3 дня. Оставляли только небольшое отверстие, через которое передавали пищу и воду.
После такой длительной медитации кандидат в Просветлённые должен был ещё пройти испытания, демонстрируя свои сверхчеловеческие способности: левитация (парение в пространстве без видимой опоры) и телепортация (необъяснимое перемещение в пространстве и времени). Они должны были выйти из пещеры, как раз просочившись через то самое отверстие через которое получали ранее пищу. Также монах должен был пробежать марафон из одного конца Тибета в другой, находясь в глубоком трансе. Местные жители, встречая такого бегуна, должны были немедленно сойти с его пути, дабы не вывести бегуна из транса.
Наши ребята могли на себе ощутить всю энергетику пещер. Но так как паломников было очень много, а в пещерах было довольно душно, лично я предпочла любоваться пейзажем, пребывая в медитации, сидя на скале и болтая ногами над пропастью. Кроме того, пока я доползла до этих пещер, уже пришло время возвращаться назад.
Вот здесь стоит пару слов сказать о тех святых, что набирались здесь сил и удостаивались просветления. Тибетский буддизм хранит много тайн, не объяснимых с позиций материального мироздания. Многие из них связаны со святыми-перерожденцами, которые признаны живыми воплощениями этого учения, высшим авторитетом во всех его вопросах.
Начиная с XIII века в Тибете сложился этот институт святых-перерожденцев (не надо напоминать вам что Учение говорит о реинкарнации) – тулку («тело воплощения») или ринпоче («драгоценность»).
К настоящему времени в Тибете утверждены тысячи линий перерождений. Наиболее почитаемыми ринпоче являются панчен-ламы и далай-ламы. В отношении такого перерожденца не употребляется слово «смерть», говорят «уснул» или «покинул тело». Тулку считаются бодхисатвами – существами вплотную подошедшими к достижению состояния Будды, но оставшимися в мире сансары (мир страданий) ради помощи другим.
Считается, что перерождения (семью, время и место нового рождения) бодхисатва выбирает сам, в отличие от обычного человека. Ринпоче в его новом перерождении обычно обнаруживают и утверждают в его трёхлетнем возрасте. Его поиски – сложная и дорогостоящая процедура, специальный ритуал, включающий различные гадания и опознание мальчиками-претендентами вещей умершего.
Снижение уровня монастырского образования в Тибете, произошедшее в связи с событиями «культурной революции», коснулось не ринпоче, а простых монахов. Ринпоче сумели сохранить в своем кругу высочайший уровень буддийской образованности и приверженность к традициям.
Ринпоче обладают способностью читать мысли других людей, хотя не выставляют свои способности напоказ. Основным местом проживания многих знаменитых ринпоче является монастырь Гумбум.
Самым высоким статусом среди ринпоче Гумбума обладает Джя-яг, родившийся в 1992 году.
Во дворе усадьбы любого ринпоче установлен столб с венчающим его трезубцем, одним из символов буддийской тантры – знак победы, который символизирует победу над сансарой. По этому знаку можно безошибочно определить, что здесь проживает «живой Будда».
А спускаясь, я опять нашла камушек в виде сердца – ну просто преследуют меня. Решила взять с собой и оставить его на память как символ своего сердца в особенно понравившемся мне месте.
Вернувшись после посещения пещерного комплекса Драк Йерпа обратно в Лхасу, мы отправились в храм богатства – Джоти.
Храм богатства – Джоти
Чтобы вызвать милость и хорошее расположение, божествам храма следует подносить, как ни странно, водку местного производства. Водку выливают в огромный чан, произносят мантру и омывают ею ноги Духа. После из этого чана освещенную водку разливают по бутылкам и паломники могут ее купить. Но вот пить её не рекомендуется и, судя по запаху, эта бодяга сильно отдает метиловым спиртом.
Вечером мы прогуливались по городу и вокруг Поталы.
Вечером зажигается очень красивая подсветка, отражающаяся в спокойных водах прудов вокруг дворца.
Ночная Потала невероятно сказочна и таинственна.
Мы уже приноровились к высоте, акклиматизировались. И теперь уезжаем из Лхасы на юго-запад, в сторону городишка Дзедан.
На выезде к нам присоединился полицейский, который будет сопровождать нас всю дорогу, так как в связи с частыми автокатастрофами на извилистых дорогах Тибета, правительство издало указ о том, что все автобусы с туристами теперь должен сопровождать полицейский (наверное, вместо видео-регистратора). Хотя чем он может помочь, если водитель заснет? Кстати, надо сказать, чем только этот товарищ не занимался в дороге, но не заснул ни разу. Всю дорогу нас также сопровождала по телевизору бесконечная трансляция концертов популярной музыки Китая и Тибета. Так оскомину набили, что под конец мы уже сами напевали на чистом китайском языке!
По дороге мы проезжали и проходили через многочисленные пункты проверок документов. Они находятся на каждой границе районов. Выезжая из одного района и въезжая в другой, надо пройти проверку документов и обязательно иметь разрешение. Вы бы видели этих военных – такое сознание собственной важности, серьезности и долга!
Доехали до какого-то древнего дворца на вершине горы – маленький старинный (постройки VII века), похожий на крепость. Если не ошибаюсь, это один из дворцов того самого уважаемого царя, что построил Паталу. Вот у него пристрастие к высотам было!
Где-то в середине подъёма меня накрыла температура. Пришлось спускаться. Чувствовала я себя примерно вот так.
Затем, в какой-то деревне по пути, мы посетили еще один старинный храм с непроизносимым названием. В нём хранится старинная тханка (икона) вытканная морским жемчугом. Но это я уже не очень отчетливо помню.
Ночевали мы даже не помню в каком городке. Помню что в окнах были видны современные здания из стекла и бетона – сразу понятно, новостройки.
Помню только, что еле доплелась до номера и повалилась не раздеваясь в кровать. Очнулась только в 6 утра, зато огурцом!
Продолжение следует…